26.09.2018 Аналитика

Данная статья посвящена одному из главных трендов не только современно логистики, но и современного мира — беспилотные автомобили. Некоторые производители автомобилей уже заявили, что крупнейшей инновацией будущего для них станут автономные транспортные средства. Вероятно, такие транспортные средства появятся не только…

Беспилотные автомобили

Данная статья посвящена одному из главных трендов не только современно логистики, но и современного мира — беспилотные автомобили.

Некоторые производители автомобилей уже заявили, что крупнейшей инновацией будущего для них станут автономные транспортные средства. Вероятно, такие транспортные средства появятся не только на дорогах, но и в океанах. К тому же дроны уже успешно осуществляют доставку небольших пакетов, не смотря на низкую грузоподъемность. Автономные суда и специализированное использование дронов окажут значительное влияние на индустрию перевозок.

Технологии в области беспилотных транспортных средств все более ориентированы на создание самообучающихся машин с искусственным интеллектом, опирающимся на методы машинного обучения (например, нейронные сети). Каким же образом беспилотные автомобили повлияют на сферу перевозок и каких изменений стоит ожидать?

  • Сокращение числа водителей и компенсационных расходов: только в США 5,7 миллиона профессиональных водителей имеют лицензию. По данным Wall Street Journal, зарплата водителей на полной ставке составляет от 70 тысяч долларов за год. При нынешнем дефиците водителей в 10-15% автономные транспортные средства могут оказать большую помощь транспортным компаниям.
  • Повышение уровня безопасности. В отличие от водителя, который может допускать ошибки и нарушения, искусственный интеллект лишен этих особенностей. Согласно статистике, человеческий фактор служит причиной более 80% автокатастроф. Искусственный интеллект может полностью контролировать ситуацию и доставлять товары безопасно. При этом, в случае ДТП с участием двух беспилотных автомобилей, транспортирующих грузы, не пострадают люди.
  • Повышаются скорость доставки и оптимальность маршрута. Компьютер сможет анализировать большее число маршрутов, чем человек, получать информацию из большего числа источников и учитывать её при координации и управлении транспортных потоков. Оценка и применение самых оптимальных маршрутов значительно улучшит трафик и снизит нагрузку на общественные дороги. Это поможет сократить сроки доставки на высоконагруженных участках дорог, а также оптимизировать топливную эффективность.
  • Существует также гипотеза, что число пробок уменьшится ещё за счет того, что поток автомобилей, управляемых компьютером, может единовременно трогаться с места на светофоре и тормозить, сохраняя фиксированную дистанцию.

Несмотря на все вышеперечисленные преимущества, для внедрения беспилотных автомобилей потребуется еще много времени и средств. Должна быть внедрена целая инфраструктура, начиная от специально сконструированных и размеченных дорог, заканчивая обработкой и реакцией на нестандартные ситуации. Тем не менее многие процессы в современных автомобилях уже автоматизированы. Некоторые автоконцерны научили свою продукцию осуществлять контроль движения в полосе; отслеживать степень утомления водителя с помощью средств распознавания образов, которые работают на основе всё тех же методов машинного обучения; предотвращать столкновения, реагируя на внезапно возникающие препятствия; производить параллельную парковку и многое другое. Полная автоматизация и замена водителя локально происходит уже сейчас, так, например, развиваются события для карьерной техники.

Если возвращаться к эффектам от такого внедрения, то они весьма разнообразны. Позитивные стороны для оптимизации различных процессов представлены выше. В качестве негативных эффектов принято называть риски возникновения безработицы, массовые увольнения сотрудников некоторых профессий. Но на наш взгляд, автоматизация и роботизация отдельных процессов не сможет произойти внезапно. Процессы интеграции, апробации, тестирования, доработок и новых итераций указанных процессов займут существенное время. За это время вся система успеет переориентироваться и сбалансировать количество кадров по определённым специальностям. В истории уже случались пики обсуждений подобных тематик, когда с появлением арифмометра ожидались массовые увольнения бухгалтеров, математиков, банкиров и т.п. Но этого не произошло. Большинство разработок сегодня являются инструментами на службе у человека, но не заменяют его. Вероятно, так будет еще достаточно долго.