12.10.2018 Начинающий логист

В этой статье мы хотим рассмотреть внешние факторы, оказывающие значительное влияние на ставку морского фрахта. Логистика — отрасль, составляющая 90% мировой торговли. Можно с уверенностью сказать, что индустрия морских перевозок является ключевой для поддержания современной экономики. Из-за тесной связи логистики…

Ставку морского фрахта

В этой статье мы хотим рассмотреть внешние факторы, оказывающие значительное влияние на ставку морского фрахта. Логистика — отрасль, составляющая 90% мировой торговли. Можно с уверенностью сказать, что индустрия морских перевозок является ключевой для поддержания современной экономики. Из-за тесной связи логистики и экономики, даже незначительные изменения на рынке приводят к большим переменам. Они затрагивают международные торговые отношения и оказывают существенное влияние на спрос и предложение. В целом, тарифы на перевозку зависят от объема, маршрута и тарифов, взимаемыми портом и оператором. Но есть и другие внешние факторы, в значительной степени влияющие на ставку морского фрахта.

GRI – General Rate Increase (увеличение стандартной ставки)

GRI – корректировка линиями ставки морского фрахта. Обычно применяется для того, чтобы помочь операторам восстановиться от спадов рынка в рамках сезонного цикла. Если год относительно стабилен, GRI обычно применяется один раз. Но были случаи, когда GRI применялась несколько раз в год. Теоретически GRI может применяться к любому морскому фрахту. Но в последние годы можно наблюдать, что в большинстве случаев он затрагивает в основном импорт. В особенности на Дальнем Востоке. Решение, применять ли GRI, на каких маршрутах и в каком размере, принимается исключительно морскими линиями.

Более подробно про данную корректировку ставки морского фрахта Вы можете прочитать в статье GRI (General Rate Increase).

PSS – Peak Season Surcharge (доплата за пиковый сезон)

В логистике также есть свой высокий сезон, когда спрос на морскую перевозку достигает максимума. Это влияет не только на загруженность судов, но и на ставку морского фрахта. Этот высокий сезон приходится на период с июля по ноябрь/декабрь. В это время компании по всему миру начинают готовить свои товары к праздничному сезону. Морские линии повышают ставки в начале высокого сезона в ответ на увеличение спроса на перевозку.

Другие пиковые сезоны в морском фрахте характерны для Китая, второго по величине экспортера в мире. Период Китайского Нового года (январь/февраль) и «Золотой недели» (первая неделя октября), являются наиболее сложными. В эти периоды все продажи и производство в стране полностью прекращаются. Это ежегодно оказывает огромное влияние на цепи поставок по всему миру. С другой стороны, в недели, предшествующие вышеупомянутым китайским праздникам, резко возрастает активность участников транспортного бизнеса. Импортеры спешат отправить свои товары, что вызывает рост спроса и, как следствие, рост ставки фрахта. Перегрузки в течение праздников имеют такой масштаб, что даже получить порожний контейнер может быть проблематично.

EBS – Emergency Bunker Surcharge (экстренная топливная надбавка)

Судоходные линии имеют ряд различных надбавок, которые они могут применять, когда сочтут это необходимым. Одной из таких надбавок является экстренная топливная надбавка или EBS. Она компенсирует непредвиденное повышение стоимости топлива. Не следует путать EBS с коэффициентом топливной корректировки (Bunker Adjustment Factor, BAF). Он используется для покрытия колебаний расхода топлива в результате естественных движений на рынке. Размер BAF также обычно известен заранее. В этом отличие BAF от EBS, которая может быть применена в качестве чрезвычайной меры в последний момент. Это приводит к внезапным дисбалансам затрат в бюджете грузоотправителей.

В последнее время перевозчики внедряют экстренную топливную надбавку в качестве ответной меры на непредвиденный, по их мнению, рост цен на топливо. Это решение морских линий грузоотправители встретили весьма негативно. Грузоотправители возмущены несправедливостью применения надбавки и необходимостью платить за то, что они не могут контролировать. Распространено мнение, что в последнее время EBS предназначена для покрытия операционных потерь судоходных линий под видом роста стоимости топлива.

Дополнительные расходы, влияющие на ставку морского фрахта

Некоторые расходы предугадать практически невозможно – расходы в связи с задержками, штрафы за Demurrage and Detention, сборы за меры таможенного контроля. Такие расходы никогда не включаются в тарифы на перевозку контейнера. При этом могут значительно повлиять на ваши общие расходы на перевозку. Несмотря на то, что эти платы находятся в основном за пределами контроля грузоотправителя, грузоотправитель может принять определенные меры, чтобы уменьшить шансы возникновения таких расходов. К таким мерам относится, в частности, надлежащее заполнение всей документации и ее своевременное предоставление. Наличие малейших расхождений в документах могут стать основанием для таможенной проверки. Такие проверки могут быть произведены как в месте отправления, так и в пункт назначения. Стоит тщательно перепроверить всю документацию и исключить мельчайшие неточности, это поможет значительно уменьшить вероятность того, что ваш груз будет задержан для проверки и избежать расходов, связанных с задержкой.

Планирование доставки заранее — это еще один способ избежать появления этих дополнительных сборов. В этом случае возникает возможность располагать большим количеством времени для надлежащей подготовки товаров к отправке. Кроме того, наличие дополнительного времени даст возможность более гибко выбирать даты отгрузки, а это в свою очередь помогает избежать некоторых других вышеупомянутых факторов, таких как высокий сезон и GRI.