10.10.2018 Начинающий логист

Сегодня мы рассмотрим, как происходит погрузка контейнера на судно (контейнерновоз). Из этой статьи вы узнаете, каким образом контейнеры загружаются на суда. Какие параметры и какие ограничения учитывается при погрузке и какова специфика процедуры. Иногда клиенты обращаются с просьбой о том,…

Погрузка контейнера

Сегодня мы рассмотрим, как происходит погрузка контейнера на судно (контейнерновоз). Из этой статьи вы узнаете, каким образом контейнеры загружаются на суда. Какие параметры и какие ограничения учитывается при погрузке и какова специфика процедуры.

Иногда клиенты обращаются с просьбой о том, чтобы расположить контейнеры либо на палубе судна, либо поверх других контейнеров, поскольку это позволило бы минимизировать риск деформации и избежать повреждения груза из-за общей массы контейнера. К сожалению, удовлетворить такие запросы не представляется возможным.

Конструкция контейнерного судна

При погрузке необходимо принимать во внимание особенности конструкции судна. Рассмотрим судно как «контейнер» внутри которого располагаются объекты. Становится очевидным, что его форма, размер и грузоподъёмность являются ключевыми характеристиками. Их необходимо учитывать для решения задачи по оптимальной укладке грузов.

На рисунке ниже представлена конструкция загруженного судна через горизонтальное и вертикальное поперечное сечение. Мы видим, что каждое поперечное сечение судна корабля состоит из фиксированного количества мест, называемых ячейками. Размер ячеек и их число может различаться в зависимости от конфигурации судна. Каждая ячейка идентифицируется тремя индексами, состоящими из двух цифр. Эти индексы определяют положение ячейки в трех измерениях (по трём параметрам), а именно:Погрузка контейнера

  • Отсеки (Bays): определяют положение ячейки относительно поперечного сечения судна (нумерация по направлению спереди назад);
  • Ряды (Rows): определяют положение ячейки по вертикали (относительно вертикальной части соответствующего отсека). Нумерация от центра судна к бокам;
  • Ярусы (Tiers): определяют положение ячейки по горизонтали (относительно горизонтальной части соответствующего отсека). Нумерация снизу вверх.

Каждый контейнер укладывается в ячейку отсека, расположенного на определенном ярусе в определенном ряду.

Все данные о конструкции (структуре) судна вносятся в так называемый профиль судна. Который затем рассылается стивидорным компаниями в терминалы, где в маршруте судна предусмотрены остановки. Этот документ содержит информацию об эксплуатационных и структурных ограничениях судна, количестве отсеков, рядов и ярусов. А также содержит информацию о количестве и расположении доступных для загрузки ячеек в каждом отсеке.

Погрузка контейнера – ограничения в размещении на судне

В инструкциях, отправляемых логистическими компаниями для погрузки контейнеров, содержится подробное описание каждого контейнера. Из этого описания можно узнать тип контейнера, его размер, вес и конечный пункт назначения.

Помимо стандартных 20- и 40-футовых контейнеров существуют также и другие типы. Например, рефрижераторные контейнеры, контейнеры для перевозки опасных грузов, контейнеры-платформы и т.д. Погрузка контейнера каждого типа осуществляется определенным способом.

Во-первых, контейнеры для перевозки опасных грузов нельзя укладывать на палубу, а также в соседние ячейки. Что касается рефрижераторных контейнеров, то их необходимо располагать в определённые ячейки рядом с розеткой. Она дает питание для поддержания температуры, которая необходима для сохранности груза во время транспортировки.

Для грузов, габариты которых превышают габариты стандартного контейнера, существуют контейнеры с увеличенной вместимостью. Они подразделяются на контейнеры с увеличенной длиной, шириной и высотой. Однако по ряду причин использование таких контейнеров довольно проблематично:

  • они требуют размещения в определённом отдельном месте, поскольку их нельзя фиксировать с другими контейнерами. Это препятствует эффективному использованию места и создаёт дополнительные материальные затраты;
  • они занимают не одну ячейку и даже не две, как стандартные 40-фунтовые контейнеры. В результате это ведёт к потере ячеек как по высоте (поскольку не позволяют закреплять другие контейнеры), так и по ширине (т.к. их размеры отличаются от стандартных размеров ячеек).

Погрузка контейнера нестандартного типа осуществляется под контролем специального сотрудника (Vessel Planner). Планировщик определяет оптимальное расположение нестандартных контейнеров исходя из информации о судне, особенностях рейса, портах захода. Также учитывается качество и количество грузов, которые уже находятся на контейнеровозе. Исключением являются контейнеры для перевозки опасных грузов. В отношении таких контейнеров планировщик должен строго соблюдать указания администрации порта.

Ограничения по стабильности

Наконец, так называемые ограничения по стабильности связаны с правильным распределение веса на борту судна. В целом, соблюдение таких ограничений должно обеспечить максимально безопасный способ расположения контейнеров на борту. Они помогают найти оптимальный способ размещения контейнеров, чтобы распределение веса учитывалось уже на начальных этапах.

Судно должно быть загружено таким образом, чтобы иметь возможность осуществлять навигацию в любых погодных условиях. Следовательно, погрузка контейнера должна быть выполнена так, чтобы избежать потери устойчивости, проседания или скручивания судна. Это может нарушить навигацию. Также желательно, чтобы ограничения стабильности соблюдались в транзитных портах, чтобы избежать дисбаланса при разгрузке.