15.10.2018 Аналитика

Перевозчики вступили в 2018 год с большими ожиданиями, так как рынок морских перевозок обновился консолидацией крупных игроков. Таким образом у морских линий были основания рассчитывать на более продуктивный и прибыльный год. Спрос должен был превзойти предложение, а ситуация с заказами…

Рынок морских перевозок

Перевозчики вступили в 2018 год с большими ожиданиями, так как рынок морских перевозок обновился консолидацией крупных игроков. Таким образом у морских линий были основания рассчитывать на более продуктивный и прибыльный год. Спрос должен был превзойти предложение, а ситуация с заказами улучшиться по сравнению с 2017 годом. И, что не менее важно, на горизонте было уменьшение сроков доставки.

Подводя промежуточный итог после 3го квартала 2018го, можно отметить, что тарифы повысились и индустрия восстанавливается. Но есть также и ряд обстоятельств, затрудняющих планирование и эффективную организацию перевозок для всех сторон. Можно сказать, что уже многие годы подряд ситуация в отрасли складывается не лучшим образом. Все существующие проблемы глобального характера незамедлительно влияют на сферу морских перевозок. Ниже рассматривается несколько актуальных проблем, столкновение с которыми усложняет управление всей цепочкой поставок и прямо влияет на рынок морских перевозок. В совокупности эти проблемы неизбежно повлияют на цену продуктов, которую вынуждены платить потребители.

Рынок морских перевозок в 2018 году. Актуальные проблемы

Снижение производительности. Морские линии идут на сокращение мощности на основных торговых направлениях. В июле в транс-тихоокеанской торговле произошло уменьшение мощности на 6,7%. Целью снижения являлось желание сократить расходы и поддержать ставки фрахта на более высоком уровне. В общемировом масштабе объем грузооборота по итогам 3го квартала вырос на 4,6%. Однако этот показатель ниже, чем за тот же период в 2017 году.

Волатильность ставок фрахта. Рыночные ставки варьировались вверх и вниз. В связи с этим для некоторых импортеров стало практически невозможным предусмотреть долгосрочные издержки. Довольно часто морские линии объявляли о применении сезонной надбавки (PSS) или вводили дополнительный сбор к базовой ставке (GRI), хотя большую часть времени они не применяются. Как правило, это своеобразная лотерея – угадать, выпадет ли отгрузка на объявленные даты, когда применение повышающих коэффициентов вступит в силу.

Цены на нефть. Повышение цен на нефть не только напрямую влияет на ставки фрахта, но также отражается и на денежных потоках морской линии. Этот фактор может нейтрализовать положительное воздействие, которое обеспечивается более здоровым балансом спроса и предложения, если увеличение цены не будет покрываться за счет клиентов.

Эффективность терминалов. Терминалы изо всех сил пытаются справиться с обслуживанием более крупных судов. К примеру, на некоторых терминалах в окрестностях Лос-Анджелеса ждать своей очереди судам приходится несколько дней. Как правило, дальнобойщики вынуждены забирать груз либо в последний день свободного периода (Demurrage), либо даже после его истечения.

Риск торговой войны. Неожиданный экономический подход действующей администрации США влияет на планирование перевозок. Из-за беспокойства, возникающего в связи с дополнительным тарифом в размере 200 миллиардов долларов, некоторые импортеры стремятся совершить свои поставки до того, как это решение вступит в силу. Многие ожидают, что вступление в силу этого тарифа приведёт к снижению общих объёмов отгрузки, если импортеры не поймут, как компенсировать дополнительные расходы. Последнее объявление тарифа затронет почти треть импорта США из Китая, а это почти 4 миллиона TEU в год.