Главная - Полезное - Блокчейн в логистике. Крупные игроки и новаторы

Блокчейн в логистике. Крупные игроки и новаторы

04.07.2019Аналитика

image
В этом материале мы поставили задачу более подробно описать применение технологии блокчейн в логистике. Обратите внимание на статью с общим описанием потенциала и краткими примерами использования данной технологии в логистике.

Активное внедрение блокчейна в сферу логистики было лишь вопросом времени. Способность технологии осуществлять постоянную и надежную запись транзакций всех сторон имеет множество применений в логистике. Некоторые из возможностей начинают использоваться только сейчас. Однако ряд крупнейших мировых компаний уже в значительной степени реализуют технологию блокчейн. Среди них Maersk, Microsoft, Alibaba и Amazon. Эти компании вкладывают большие средства в развитие технологии, и легко понять, почему они это делают. По оценке Всемирного экономического форума, интеграция блокчейна уменьшает барьеры в цепях поставок. Это позволяет предприятиям увеличить продажи почти на 15 процентов и обеспечить рост ВВП своих стран на 5 процентов. Возможно, самая захватывающая часть технологического взлета заключается в том, что решения блокчейна можно адаптировать для любой компании. То есть любой бизнес может использовать технологию так, чтобы она наилучшим образом отвечала его потребностям.

Применение блокчейна в практике крупнейших международных компаний

Розничная сеть Walmart использует блокчейн для контроля и надзора в отношении безопасности продуктов питания. Например, компания уже проводит тесты с использованием технологии для отслеживания пищевых продуктов, таких как манго из Мексики и свинины из Китая. Система использует датчики температуры и регистрирует из показания в блокчейн. Таким образом, компания уверена в качестве продуктов и уверена в соблюдении надлежащих условий транспортировки. Аналогичные методы используют также компании Unilever, Nestle и Dole. Технология значительно облегчает выявление проблем на любом этапе поставки товаров. В прошлом году экспертам потребовалось два месяца, чтобы проследить источник вспышки сальмонеллы в мексиканской папайе. С технологией блокчейн этот процесс занимает всего лишь несколько секунд.

Между тем, крупнейший в мире ритейлер также внедряет технологии на основе блокчейна. Lynx, дочерняя компания китайского гиганта Alibaba, объявила об успешной интеграции блокчейна в свои логистические операции. Их система позволяет вести учет всех необходимых данных по импортированным грузам. В блокчейн записываются сведения о способе производства, виде транспорта, таможне, и результатах инспекций проверяющих органов.

Компания Microsoft тоже не осталась в стороне. Этот технологический гигант в партнерстве с Adents (поставщик решений для отслеживания перевозок разработал новую платформу для отслеживания продуктов с использованием технологии блокчейн и искусственного интеллекта. Новое решение под названием Adents NovaTrack обеспечивает сквозной контроль всей цепочки поставок. Также система позволяет пользователям отслеживать отдельные элементы грузовой партии. Разработчики изначально создали платформу для фармацевтической промышленности. Применение блокчейна помогало в борьбе с распространением подделок. Компания Adents нацелена также и на ее адаптацию для других отраслей.

Взгляд стартапов на применение блокчейна

Но как насчет небольших компаний? Возможно, именно они находятся на передовой в ходе блокчейн-революции. Эти компании используют технологию в полной мере и оценивают ее потенциал. Далее более крупные компании приступят к ее внедрению. В мае калифорнийский стартап Citizens Reserve объявил о запуске блокчейн-протокола Zerv. Он должен стать «операционной системой» для цепей поставок. Сеть стремится обеспечить беспрепятственное осуществление транзакций между всеми ключевыми участниками цепи поставок. К ним можно отнести производителей, поставщиков, дистрибьюторов, ритейлеров и потребителей.

Благодаря стартапу Libelli также происходит и автоматизация коммерческих процессов. Компания занимается разработкой блокчейн-системы, выступающей в роли агента условного депонирования между покупателями и продавцами. Принцип заключается в создании интеллектуальной системы контрактов. Она обходит необходимость участия третьих сторон, таких, как банки, и значимо упрощает документооборот. Libelli утверждает, что оптимизированные процессы обойдутся в десять раз дешевле, чем тарифы банков для таких же сделок. Большинство неэффективных процессов в логистике могут быть усовершенствованы с помощью сервисов, аналогичных предложению Libelli.

Также нельзя не упомянуть ShipChain. Этот стартап занимается разработкой комплексной системы отслеживания грузов на основе блокчейна. Система контролирует товары с момента производства и до двери клиента. Необходимая информация обо всех этапах поставки записывается в системе. Затем система может выполнять «смарт-контракты» после выполнения заданных условий. Например, как только водитель завершает доставку система автоматически назначает новую задачу для водителя.

Применение блокчейна морскими линиями

Морская перевозка – лучший пример того, как реализуются возможности блокчейна. В мировой судоходной отрасли задействовано более 50 000 торговых судов и множетсво таможенных служб, регулирующих прохождение грузовых перевозок. Поэтому именно эта отрасль стала основной областью повышения эффективности за счет блокчейна. Например, израильская контейнерная судоходная компания ZIM тестирует оцифровку коносамента. Это основной документ, который содержит ключевую информацию о грузе. ZIM объединилась со Sparx Logistics и Wave Ltd для успешного завершения пилотного проекта. Во время тестирования приложения участники выпускали, получали и передавали коносаменты через блокчейн. Введение цифровых коносаментов на основе блокчейн позволит оптимизировать документооборот и обеспечить быструю передачу исходных документов. Это сделает цепи поставок более эффективными и уменьшит лишние транзакционные издержки. Согласно отраслевым оценкам, более 10% коммерческих инвойсов содержат неточные данные. ZIM ставит перед собой задачу по устранению такого типа неточностей.

Также стоит рассмотреть партнерство Maersk и IBM. Два гиганта объединились, чтобы упорядочить морскую перевозку с помощью блокчейн-системы. Она отслеживает международный груз в режиме реального времени. Судя по прогнозам, партнерство будет отслеживать миллионы грузов ежегодно, уменьшая число случаев мошенничества и задержек. Это в свою очередь сэкономит миллиарды долларов.

Возникает закономерный вопрос: если революционная технология блокчейн так хороша, почему не все ее используют? Прогресс требует времени. Со временем блокчейн станет основной технологией, подобно тому, как Интернет в конечном итоге заменил Интранет. Но логистическим компаниям требуется сделать несколько шагов, чтобы воплотить в жизнь новый подход. Во-первых, логистические компании должны оцифровывать, стандартизировать и очистить свои массивы данные. Затем, после внедрения отраслевого стандарта, компании должны сформировать экосистему партнеров в рамках цепей поставок. Они будут использовать стандарт в общедоступной блокчейн-среде. Тем не менее, аргумент в пользу внедрения блокчейна заключается в следующем: технология блокчейн обеспечивает столь необходимую надежность данных в цепочке поставок, и тем самым экономит время и деньги всех сторон.