Georgian Railway — транспортная компания, занимающаяся обслуживанием и эксплуатацией железных дорог Грузии.
Georgian Railway пролегает через всю территорию Грузии. Протяжённость длины путей составляет 1323,9 км (не включая ж/д Абхазии), учитывая пути на территории Абхазии — 1612 км. В том числе в работе находятся порядка 1,4 тыс мостов, 32 тоннеля, 22 вокзала и 114 погрузочно-разгрузочных станций. Станция Садахло — пограничная станция Грузии и Азербайджана. Ж/д Грузии полностью покрыты электрической сетью с постоянным током. В октябре 2017 года был открыт участок ж/д Марабда — Ахалкалаки, который является пограничным с Турцией.
На участке, граничащем с Азербайджаном ж/д является двухколейной, а на всех других участках — одноколейной. В ближайшем времени из-за роста грузоперевозок будет добавлены вторые колеи на участке Самтредиа — Батуми.
История
Первая железная дорога появилась в 1872 году была между Поти и Тифлисом (ныне Тбилиси). До 1991 года ж/д были в составе Закавказской ж/д.
После распада СССР Закавказская ж/д была разделена на Армянскую и Грузинскую ж/д, участок от границы Азербайджана с Грузией до станции Беюк-Кясик был отдан Азербайджанской железной дороге. В 1992 был разрушен ж/д мост через реку Ингури на границе Грузии и Абхазии. В настоящее время существует сообщение с Азербайджанской и Армянской ж/д.
В 2012 году ГЖД преобразована в АО.
Партнеры
- ЗАО «Азербайджанские железные дороги» (ЗАО «АЖД»)
- Белорусская железная дорога (БЧ)
- Холдинг «Болгарские государственные железные дороги» (Холдинг БДЖ)
- ЗАО «Венгерские государственные железные дороги» (ЗАО МАВ)
- Государственная компания «Вьетнамская железная дорога» (ВЖД)
- ООО «Грузинская железная дорога» (ГР)
- Железная дорога Исламской Республики Иран (РАИ)
- АО «Национальная компания «Казакстан темiр жолы» (КЗХ)
- ГП «Национальная компания «Кыргыз темир жолу» (КРГ)
- Министерство железных дорог КНР (КЖД)
- Министерство железных дорог КНДР
- ГАО «Латвийская железная дорога» (ЛДЗ)
- АО «Литовские железные дороги» (ЛГ)
- ГП «Железная дорога Молдовы» (ЧФМ)
- Монгольская железная дорога (МТЗ)
- АО «Польские Государственные железные дороги» (АО ПКП)
- ОАО «Российские железные дороги» (РЖД)
- Национальная железнодорожная компания Румынии «ЧФР»- АО
- АО Железнодорожное общество «КаргоСловакия» (ЗССК КАРГО)
- ГУП «Рохи охани Точикистон» (ТДЖ)
- Министерство железнодорожного транспорта Туркменистана (ТРК)
- Государственно-акционерная железнодорожная компания «Узбекистон темир йуллари» (УТИ)
- Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины (Укрзализныця)(УЗ)
- АО «Чешские железные дороги» (ЧД)
- АО «Эстонская железная дорога» (АО «ЭВР»).
Большую часть перевозок грузов железнодорожным транспортом от общего объема составляют транзитные перевозки. Для примера приведем информацию за 2023 год. По информации Национальной службы статистики «Сакстат», в первом квартале 2023 года из общего объёма грузовых перевозок (3,2 млн тонн) 10,9% приходилось на местные перевозки, 30,5% — на международные (без учёта транзита), 58,6% — на транзит.
В 2023 году, согласно финансовому отчёту ГЖД, 47% транзитных грузов, перевезённых железнодорожным транспортом, были из России.
Основные функции и направления грузовых перевозок
- управление грузовыми перевозками
- управление подвижным составом
- взаимодействие клиентов осуществляющих грузовые перевозки
- разработка и развитие тарифной политики
- учет и управление системой учета
Продукты и сервис
- повагонные перевозки
- контейнерные перевозки
- перевозки рефрижераторами
- станционное обслуживание
- станционное обслуживание свыше 24 часов
- обслуживание маневровыми локомотивами
- хранение грузов
- погрузка – разгрузка
- аренда вагонов и локомотивов