Опасные грузы либо запрещены к перевозке, либо на их перевозку наложены определенные ограничения, вызванные соблюдением мер безопасности.
Перевозка этих грузов требует заполнения особой документации и упаковки.
- При перевозке опасных грузов автомобильным транспортом руководствуются Соглашением государств Европы о международных автоперевозках опасных грузов (ADR). Это Соглашение признают не только участники ЕС. Для России оно также актуально, но называется ДОПОГ.
- IMDG (Международный морской кодекс по опасным грузам);
- ICAO-TI (Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов авиатранспортом);
- RID (Правила международной перевозки опасных грузов по железной дороге).
Для других способов международной перевозки действуют:
Для всех этих документов основной источник — Типовые правила ООН. Они определяют классификацию опасных грузов, процедуры отправления, аварийные мероприятия и технологию составления отчётов о них. Также в Правилах обозначены принципы подготовки работников и обеспечения безопасности.
Считается серьезным нарушением разрешить провозить опасные грузы даже при малейшем несоблюдении этих правил. Чтобы гарантировать, что незаявленные опасные грузы или заявленные, но не соответствующие Правилам не были загружены на борт самолета, лица, отвечающие за это, несут юридическую ответственность.
В Типовых правилах ООН сформирован специальный список опасных веществ (более 3000 наименований). Каждое опасное вещество, внесённое в этот список, имеет четырёхзначный номер, который называется идентификационным номером по списку опасных веществ ООН. По этому номеру можно узнать точное название перевозимого опасного вещества. Список разбит по классам — разрешено опасное вещество одного класса перевозить, только по предназначенным для него правилам.
В зависимости от вида, физико-химических свойств и степени угрозы при транспортировке такие грузы делятся на девять классов. Порядок нумерации не определяет уровень опасности, который представляет тот или иной груз.
Весь список опасных веществ. Нумерация от 1 до 9.
- Грузы делятся на классы опасности в соответствии с классификацией договора ADR:
- 1 класс — взрывчатые материалы и предметы;
- 2 класс — сжатые, сжиженные и растворённые под давлением газы;
- 3 класс — легко воспламеняющиеся жидкости;
- 4.1 класс — легко воспламеняющиеся твёрдые вещества;
- 4.2 класс — самовозгорающиеся вещества;
- 4.3 класс — вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой;
- 5.1 класс — окисляющие вещества;
- 5.2 класс — органические пероксиды;
- 6.1 класс — ядовитые вещества;
- 6.2 класс — побочные продукты переработки животных и инфекционные вещества;
- 7 класс — радиоактивные материалы;
- 8 класс — коррозирующие вещества;
- 9 класс — прочие опасные вещества.
Типичные примеры опасных грузов: топливо, которое легко воспламеняется; кислоты, которые обжигают или разъедают кожу, металлы или другие материалы; краски, которые могут содержать воспламеняющиеся компоненты; все типы аэрозолей, которые легко воспламеняются и при деформации взрываются; растворители; некоторые виды удобрений; клеи; образцы зараженной крови; автомобильные аккумуляторы с электролитом; химические вещества; сухой лед; медицинские препараты и т.д.
Для транспортировки таких грузов перевозчик должен оформить специальные документы и соблюсти нормы безопасности: они касаются упаковки, маркировки, температуры, влажности и многих других аспектов. Вплоть до невозможности везти в одном пространстве транспортного средства, например, два разных опасных груза, если они способны создать угрозу в случае контакта.
Если имеется более, чем одна опасность, то договор определяет главную и дополнительную опасности (например: метанол имеет главную опасность — огнеопасность и дополнительную опасность — ядовитость). Искусственно созданные опасности не учитываются.
Оформление ТТН на опасные грузы.
- Товарно-транспортная накладная на перевозку опасных грузов обязана быть написана на официальном (государственном) языке грузоотправителя. Если этот язык не является английским, французским, немецким, то ещё дополнительно и на одном из этих языков.
- При записи в накладной наименования перевозимого опасного груза вначале указывается идентификационный номер UN… (или ANO…) (пример: 1831).
- Затем записывается полное наименование опасного груза (кислота серная).
- Затем указываются класс главной опасности (называется номер знака главной опасности) и, если есть, то класс дополнительной опасности (в скобках) (называется номер знака дополнительной опасности) — 8 (6.1), а также указывается группа упаковки, если она есть — I.
Пример полной записи: UN 1831, кислота серная, 8 (6.1), I.
Форма упаковки, количество и вес записываются словами, например: UN 1223, керосин, 3, III (бочки, 10 штук, 2000 кг.)
Перевозка опасного груза требует более тщательной подготовки: для проверки принятия портом и перевозчиком опасного груза необходимо знать IMO Class и номер классификации ООН (UN Number), а также иметь паспорт безопасности на груз на английском языке – MSDS. При выборе терминала доставки следует заранее убедиться в наличии у терминала лицензии на работу с данным грузом и уточнить, по какому варианту разрешена выгрузка. Учитывая это, целесообразнее размещать букинги на опасные грузы заблаговременно.
Морские и железнодорожные перевозки вагонами вышеперечисленных грузов могут осуществляться только специализированными транспортными средствами, а погрузка, разгрузка и перегрузка их разрешена на лицензированных терминалах и перевалочных станциях.
Из-за повышенной опасности в отношении подобных грузов на морские перевозки обычно действуют повышенные тарифы.