10.10.2018 Начинающий логист

Наверное, один из ключевых вопросов для начинающего логиста — погрузка контейнера. В этом материале рассмотрим, как происходит погрузка контейнера на судно (контейнерновоз). Вы узнаете, каким образом контейнеры загружаются на суда. Какие параметры и какие ограничения учитываются при погрузке и какова…

Погрузка контейнера

Наверное, один из ключевых вопросов для начинающего логиста — погрузка контейнера. В этом материале рассмотрим, как происходит погрузка контейнера на судно (контейнерновоз). Вы узнаете, каким образом контейнеры загружаются на суда. Какие параметры и какие ограничения учитываются при погрузке и какова специфика процедуры. Особенность погрузки контейнера на судно в отличии, например, от погрузки на трак заключается часто в том, что судно перевозит существенное число контейнеров. В связи с этим клиенты иногда обращаются с просьбой о размещении контейнеров. Просят расположить их либо на палубе судна, либо поверх других контейнеров, чтобы минимизировать риск деформации и избежать повреждения груза из-за общей массы контейнера. К сожалению, удовлетворить такие запросы не представляется возможным.

Конструкция контейнерного судна

При погрузке необходимо принимать во внимание особенности конструкции судна. Рассмотрим судно как «контейнер» внутри которого располагаются объекты. Становится очевидным, что его форма, размер и грузоподъёмность являются ключевыми характеристиками. Их необходимо учитывать для решения задачи по оптимальной укладке грузов.

На рисунке ниже представлена конструкция загруженного судна через горизонтальное и вертикальное поперечное сечение. Мы видим, что каждое поперечное сечение судна корабля состоит из фиксированного количества мест, называемых ячейками. Размер ячеек и их число может различаться в зависимости от конфигурации судна. Каждая ячейка идентифицируется тремя индексами, состоящими из двух цифр. Эти индексы определяют положение ячейки в трех измерениях (по трём параметрам), а именно:Погрузка контейнера

  • Отсеки (Bays): определяют положение ячейки относительно поперечного сечения судна (нумерация по направлению спереди назад);
  • Ряды (Rows): определяют положение ячейки по вертикали (относительно вертикальной части соответствующего отсека). Нумерация от центра судна к бокам;
  • Ярусы (Tiers): определяют положение ячейки по горизонтали (относительно горизонтальной части соответствующего отсека). Нумерация снизу вверх.

Каждый контейнер укладывается в ячейку отсека, расположенного на определенном ярусе в определенном ряду. Все данные о конструкции (структуре) судна вносятся в так называемый профиль судна. Профиль судна затем рассылается стивидорным компаниями в терминалы по маршруту следования, где предусмотрены остановки. Этот документ содержит информацию об эксплуатационных и структурных ограничениях судна, количестве отсеков, рядов и ярусов. А также содержит информацию о количестве и расположении доступных для загрузки ячеек в каждом отсеке.

Погрузка контейнера – ограничения в размещении на судне

В инструкциях, отправляемых логистическими компаниями для погрузки контейнеров, содержится подробное описание каждого контейнера. Из этого описания можно узнать тип контейнера, его размер, вес и конечный пункт назначения. Помимо стандартных 20- и 40-футовых контейнеров существуют также и другие типы. Например, рефрижераторные контейнеры, контейнеры для перевозки опасных грузов, контейнеры-платформы и т.д. Погрузка контейнера каждого типа осуществляется определенным способом. Ниже представлены возможные варианты.

  1. Контейнеры для перевозки опасных грузов нельзя укладывать на палубу, а также в соседние ячейки. Рефрижераторные контейнеры необходимо располагать в определённые ячейки рядом с розеткой. Она дает питание для поддержания необходимой для сохранения груза температуры во время транспортировки.
  2. Существуют грузы, габариты которых превышают габариты стандартного контейнера. Для них используются контейнеры с увеличенной вместимостью. Они подразделяются на контейнеры с увеличенной длиной, шириной и высотой. Однако по ряду причин использование таких контейнеров довольно проблематично:
    • они требуют размещения в отдельном месте, поскольку не фиксируются с другими контейнерами. Это препятствует эффективному использованию места и создаёт дополнительные материальные затраты;
    • они занимают не одну ячейку и даже не две, как стандартные 40-фунтовые контейнеры. В результате это ведёт к потере ячеек как по высоте (поскольку не позволяют закреплять другие контейнеры), так и по ширине (т.к. их размеры отличаются от стандартных размеров ячеек).
  3. Погрузка контейнера нестандартного типа осуществляется под контролем специального сотрудника (Vessel Planner). Планировщик определяет оптимальное расположение нестандартных контейнеров, исходя из информации о судне, особенностях рейса, портах захода. Также учитывается качество и количество грузов, которые уже находятся на контейнеровозе. Исключением являются контейнеры для перевозки опасных грузов. В отношении таких контейнеров планировщик должен строго соблюдать указания администрации порта.

Ограничения по стабильности

Наконец, так называемые ограничения по стабильности корабля. Они связаны с правильным распределение веса на борту судна. Соблюдение таких ограничений обеспечивает максимально безопасный способ расположения контейнеров на борту. Учет этих ограничений помогает найти оптимальный способ размещения контейнеров для правильного распределение веса уже на начальных этапах.

Судно должно быть загружено так, чтобы было возможно осуществлять навигацию в любых погодных условиях. Следовательно, погрузка контейнеров выполняется так, чтобы избежать потери устойчивости, проседания или скручивания судна. Это может нарушить навигацию. Также желательно, чтобы ограничения стабильности соблюдались в транзитных портах. Нарушение стабильности может привести к дисбалансу при разгрузке.