Задача оптимизации перевозок — минимизации затрат ресурсов, времени — была впервые формализована ещё в 1781 году французским математиком Гаспаром Монжем. Но эта задача — лишь один из срезов проблем, которые встают перед современной логистикой. Другой срез связан с разработкой современных средств доставки грузов. И здесь уже стали появляться весьма неожиданные и очень интересные достижения. Недавно Amazon и Google анонсировали релиз беспилотных летательных аппаратов для доставки товаров. Основатель корпорации Amazon — Джефф Безос объявил о том, что они планируют использовать для этих целей дроны-октокоптеры. Предполагается, что с их помощью доставка товаров на адрес клиента будет занимать менее 30 минут. Позднее корпорация объявила о старте новой программы “PRIME AIR”, воплощающей систему доставки воздушным мини-транспортом.
Вслед за Amazon другие компании стали запускать аналогичные проекты: Google — “Project Wing”, стартап “Flirtey”. Flirtey первой получила в 2015 году разрешение на эксплуатацию беспилотной воздушной системы доставки товаров. Именно шестивинтовый беспилотный вертолёт от Flirtey вошел в коллекцию Национального музея авиации и космонавтики США.
Доставка дронами – преимущества и текущие проблемы
Доставка дронами обладает преимуществами транспортировки по воздуху, основное из которых — время. Но сегодня эта услуга еще не доступна рядовому потребителю. Тем не менее в этом направлении достигаются и уже достигнуты значительные успехи. Уже представлены первые прототипы беспилотных аппаратов, способных доставлять потребительские товары прямо на адрес клиента («до двери»). Такие беспилотники могут перевозить груз весом до 2,3 кг и осуществлять доставку в радиусе 16 км за несколько минут. Для построения маршрута к клиенту, дроны используют как GPS, так и сотовую сеть.
Достоинства понятные, но есть и недостатки. Например, конструкции существующих моделей дронов таковы, что не позволяют переносить одновременно более одной посылки. После доставки дрон должен вернуться на базу, чтобы зарядить аккумуляторы и взять следующий груз. Для сравнения, грузовики в среднем совершают около 120 остановок в день, доставляя при этом несколько тысяч грузов. Однако все эти вопросы, скорее всего, так или иначе будут решены. Электрокары на рассвете своего появления могли проезжать без подзарядки лишь 30-40 км. И это не единственный пример прогрессивного развития технических решений.