Морская перевозка до появления грузовых контейнеров
На протяжении веков человечество путешествовало по морям. Суда перевозили не только людей. Египтяне, греки, римляне, а затем и британцы брали на борт также грузы. Это были: пища, хлопок, сокровища и товары, подобных которым не было в их родной стране. Как они перевозили товары по всему миру? Отправки в другие страны осуществлялись, но без какой-либо стандартизации. Это был медленный и трудный процесс.Товары хранились на складе в порту до тех пор, пока не появлялось доступное судна. Когда пустой корабль прибывал, эти товары доставлялись со склада к судну. Товары обычно загружались в мешки, тюки, ящики и бочки, которые затем вручную грузили на борт. Нетрудно представить, насколько трудоемким был этот процесс. Он также известен как перевозка штучных (насыпных) грузов. На средний корабль погружалось около 200 000 единиц груза.
К середине второй промышленной революции (в начале 1900-х годов) недостаток стандартизации стал существенной проблемой. Особенно с учётом активного распространения поездов в этот период. Перенос грузов с судов на поезда был чрезвычайно медленным. Также этот процесс вызывал значительные задержки и блокады во многих портах. На загрузку и разгрузку крупных судов требовалось около недели. Таким был единственный способ транспортировки товаров, и на протяжении столетий этот процесс оставался неизменным.
Малком Маклин – изобретатель грузовых контейнеров
Остро существовала потребность в стандартизированном способе транспортировки. Но для этого необходимо было выстроить и упорядочить взаимодействие целого ряда элементов, таких как корабли, поезда, грузовые автомобили и портовые терминалы. Очевидно, что столь значительный шаг требовал колоссальных усилий и упорства. И здесь стоит упомянуть имя Малкома Маклина.
Малком Маклин родился в 1914 году и вырос на ферме в Северной Каролине. После окончания школы в 1931 году он несколько лет работал и копил деньги для покупки подержанного грузовика. В 1934 году Маклин начал свой транспортный бизнес. В скором времени он расширил бизнес, и в его распоряжении уже находилось 5 грузовиков.Во время одной из поставок хлопковых тюков в 1937 году из Северной Каролины в Нью-Джерси Маклин стал свидетелем многочасовых погрузочно-разгрузочных работ в доках. Он задумался о том, какой пустой тратой времени и денег был этот процесс. С 1937 до 1950 года Маклин был сосредоточен на развитии своего транспортного бизнеса. В результате он насчитывал более 1750 грузовых автомобилей и 37 логистических терминалов. Фактически его компания была пятой по величине в сфере грузовых перевозок во всей Америке. В этот период ввели несколько ограничений по весу и стали взиматься сборы за автомобильные перевозки. Нередко водителей Маклина штрафовали за перегруз.
Маклин был вынужден приступить к поиску более эффективного способа транспортировки грузов своих клиентов. Он вспомнил тот случай в Нью-Джерси еще в 1937 году. Это произошло, когда у него возникла идея создать трейлер стандартного размера. Такие трейлеры можно было бы загружать на судно не в количестве одного или двух, как было с грузовиками, а целыми сотнями. Он предвидел, что избавление от большей части грузовиков и использование лодок для транспортировки товаров в стратегически размещенные грузовые терминалы стало бы революционным решением, способным преобразить его бизнес. Использование грузовиков только для коротких поставок внутри штата позволило бы решить проблему с ограничениями по весу и избежать уплаты сборов, которые были недавно введены.
Интермодальность – новая эра в грузовых перевозках
Маклин, вдохновлённый идеей создать стандартизованный трейлер или контейнер, продал свой грузовой бизнес. В 1955 году он занял в банке 42 миллиона долларов. Он использовал 7 миллионов долларов из этого займа для покупки судоходной компании Pan-Atlantic Steamship Company. У этой компании уже были права на стыковку во многих восточных портовых городах. Именноо на них нацелился Маклин. Вскоре после покупки он переименовал компанию в SeaLand Industries.
Далее Маклин продолжил тестирование вариантов грузовых контейнеров. И, наконец, остановил свой выбор на форме того, что мы знаем сегодня как грузовой контейнер. Такие контейнеры был прочными, стандартизированными и компактно укладывались. Также они были удобны для загрузки и выгрузки. А надежное запирание дверей помогало обезопасить содержимое от кражи.
Итак, теперь у Маклина были свои контейнеры. Последней деталью головоломки оставалась разработка дизайна корабля, который подходил бы для перевозки таких контейнеров. Маклин приобрёл нефтяной танкер «Ideal Х» и модифицировал его. На нем получилось разместить 58 своих новых контейнеров, а также 15 000 тонн нефти. 26 апреля 1956 года Ideal Х отплыл из Нью-Джерси в Хьюстон. Успех его дизайна подтвердился, когда компания получила множество заказов еще до прибытия судна в Хьюстон. В основном это было связано с тем, что Маклин мог предложить 25% скидку по сравнению со стоимостью обычных грузовых перевозок в то время. Кроме того, поскольку контейнеры были запираемыми, исключался риск кражи во время транспортировки.
Распространение и стандартизация грузовых контейнеров
После успеха рейса Ideal X Маклин заказал строительство первого в истории контейнерного корабля Gateway City. Первый рейс Gateway City состоялся в октябре 1957 года по маршруту из Нью-Джерси в Майами. Самое поразительное, что для выгрузки и погрузки потребовалось всего лишь две бригады рабочих. Груз перемещался со скоростью 30 тонн в час, что было неслыханно для того времени.
На этом этапе использовались 33-футовые контейнеры, отличные от привычных на сегодняшний день 20-и 40-футовых контейнеров. Однако по-прежнему существовала проблема недостатка стандартизации в отношении размера контейнера и угловых фитингов (креплений). Такая стандартизация была необходима, чтобы контейнеры можно было укладывать максимально эффективно. Также поездам, грузовикам и другому транспортному оборудованию требовался контейнер стандартного размера.
Во время вьетнамской войны правительство США искало способ эффективнее отправлять товары и настаивало на стандартизации. Принадлежащая Маклину компания SeaLand Industies по-прежнему использовала 33-футовые контейнеры. В то время как его конкурент Matson использовал 24-футовые контейнеры. Маклин согласился опубликовать свой патенты и на их основе появились некоторые стандарты:
- Январь 1968: ISO 338 определил терминологию, размеры и рейтинги;
- Июль 1968: ISO 790 определил, как следует идентифицировать контейнеры;
- Октябрь 1970: ISO 1897 установил общепризнанные размеры грузовых контейнеров.
В результате этих стандартов у нас теперь есть 20-футовые и 40-футовые транспортные контейнеры. Фактически, 20-футовые контейнеры, называемые эквивалентными единицами (TEU), стали отраслевым стандартом для определения объемов груза.
Обратная сторона распространения грузовых контейнеров
Заключительным этапом перед распространением грузовых контейнеров по всему миру стало вспыхнувшее в портах сопротивление. Оно возникло из-за массовых увольнений докеров, вызванных появлением контейнеров. Традиционный процесс погрузки задействовал большое количество рабочих, которые вручную загружали товары на борт корабля. Однако с появлением контейнеров такое количество рабочих больше не требовалось. Именно это вызвало возмущение в профсоюзах доков. В начале 1970-х годов многие работников профсоюзов объявили забастовку. Она препятствовала активному развитию отрасли и распространению грузовых контейнеров. Однако из-за огромной экономичности контейнерных перевозок работникам профсоюзов были выплачены компенсации, и стремительный рост числа контейнеров продолжился.
В результате к 1970 году у компании SeaLand Industries было 36 контейнерных судов, 27 000 грузовых контейнеров и сообщение с более чем 30 портами в Америке. Затем Маклин продал компанию Р. Дж. Рейнолдсу за 160 миллионов долларов.
Следствия распространения грузовых контейнеров
Первый международный рейс контейнерного судна состоялся только через 10 лет. В апреле 1966 года судно Fairland компании SeaLand направилось из США в Нидерланды с 236 контейнерами на борту. С этого момента началось массовое распространение контейнерных судов. Уже в 1968 году контейнерные суда имели возможность перевозить уже около 1000 TEU, что считалось исключительно большим объёмом для того времени.
Многие считают, что именно контейнеры были самым мощным катализатором глобализации за последние шестьдесят лет. Приведем несколько фактов:
- Стоимость доставки грузов снизилась более чем на 90%;
- В 1956 году перевозка груза стоила 5,86 долларов США за тонну, а теперь всего лишь 0,16 долларов США за тонну;
- В 1966 году около 1% стран имели контейнерные порты, но к 1983 году такие порты появились в 90% стран;
- Малком Маклин было удостоен звания «Человека столетия». Звание было присуждено Международным Залом Морской Славы;
- До появления контейнеров, грузы загружались со скоростью около 1,3 тонны в час. К 1970 году этот показатель вырос до более чем 30 тонн в час к 1970 году;
- Совокупная стоимость товаров, полученных морскими контейнерными портами Америки в 2011 году, составила 1,73 триллиона долларов;
- Около 90% всех покупаемых товаров в наши дни перевозятся в контейнерах;
- В мире насчитывается около двадцати миллионов морских контейнеров, которые совершают более 200 миллионов поездок в год;
- В настоящее время эксплуатируется более 6 000 контейнеровозов;
- Крупнейший контейнерный корабль в мире, MSC Oscar может перевозить 19 224 TEU.