Арктические маршруты привлекают все больше внимания, поскольку в связи с глобальным потеплением лёд отступает. Это открывает новые пути между Азией, Европой и Северной Америкой. Северный морской путь считается одним из вероятных маршрутов. Он уже используется в более теплые сезоны для перевозки значительной части российского энергетического экспорта. Северный морской путь проходит от Аляски до Балтийского моря и открыт с июля по ноябрь.
Северный морской путь – его влияние на изменение маршрутов
Использование СМП может сэкономить время и деньги по сравнению с рейсами через Суэцкий канал. Сейчас Москва презентует этот путь в качестве кратчайшего маршрута для контейнеровозов из Азии в Европу. Он может составить конкуренцию маршрутам, пролегающим по Суэцкому каналу. В этом году объемы перевозок по маршруту значительно выросли. Танкеры с возможностями ледоколов, перевозящие сжиженный природный газ, начали перемещаться по региону. Они перевозят сырую нефть и природный газ с российского Дальнего Востока на западные рынки.
В связи с этим Maersk Line летом этого года решила отправить свое судно по СМП. Venta Maersk – маленький, 3600-контейнерный корабль прошел из Владивостока в Санкт-Петербург. Судно прибыло в пункт назначения, сэкономив 10 дней пути по сравнению с перевозкой через Суэц. Представитель Maersk заявил, что целью поездки был сбор данных. Сейчас компания не рассматривает Северный морской путь «в качестве альтернативы своим обычным маршрутам. Однако потенциал действительно впечатляет: контейнерные перевозки перемещают 98% потребительских товаров в мире. Более дорогостоящие грузы будут привлекать большие инвестиции. Это обеспечит еще большее количество перевозок через арктические морские пути.
В сегодняшнем мире океанского судоходства торговля между Азией и Европой осуществляется крупными судами. Они могут перевозить около 20 000 контейнеров каждый. Эти огромные суда приносят колоссальную экономическую выгоду по сравнению с кораблями меньшего размера. Таких судов становится все больше. Китайские государственные компании Cosco Shipping Lines и China Merchants Holdings инвестируют миллиарды в обеспечение инфраструктуры. Они расширяют связи портов с железнодорожными путями для перемещения грузов внутри страны. Это входит в рамки инициативы Нового шелкового пути, которая стремится к соединению двух континентов по маршруту, далекому от Арктики.
Современное состояние Северного морского пути
Арктика довольно долго была территорией местных племен и приглашенных ученых и исследователей. Сейчас она является крупным энергетическим регионом с легким доступом к морю для перевозки сырой нефти и сжиженного природного газа. США, Россия, Канада, Дания и Норвегия утверждают свои права на этот регион. Даже для Китая это инвестиционное направление является приоритетным. Поскольку оно будет способствовать продвижению интересов в области энергетики и судоходства. Грузооборот за восемь месяцев 2018 года вырос на 80%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил около 10 миллионов тонн. Данные получены норвежским университетом Норд в ходе мониторинга Северного морского пути
Танкеры, эксплуатируемые судоходной компанией «Совкомфлот», в этом году прошли по СМП более 100 раз. Они осуществляли экспорт сырой нефти с севера России, имеющего доступ к Карскому морю. Нефтяные танкеры составляют около 45% судовых перевозок по Северному морскому пути. Другие перевозки осуществляются танкерами ледового класса крупного российского проекта «Ямал СПГ». Также вблизи Карского моря отправляется природный газ из порта Сабетта в Европу. Морская линия Cosco также отправляла около десятка грузовых судов общего назначения (универсальных сухогрузных судов). Но все равно Maersk Venta остается единственным контейнерным судном в этих водах. Маловероятно, что в ближайшее время на маршруте появится множество других подобных судов.
Северный морской путь – прямой маршрут, но это не делает его более простым. На маршруте нет транзитных портов или перевалочных пунктов для эффективного распределения товаров. Также имеется ряд других не менее важных эксплуатационных ограничений. Для начала некоторые участки маршрута являются слишком мелкими для больших контейнерных судов. По-прежнему остаются открытыми такие вопросы, как, например, ликвидация разлива нефти на льду. Еще остро стоит вопрос эвакуация экипажа в случае возникновения аварийной ситуации.