Что такое кросс-докинг?
Это технологический процесс, который исключает из цепи поставок этап хранения товара на складе. Логистическая цепочка упрощается, соответственно снижается стоимость товара, он становится более конкурентоспособным.
Эта технология работы склада требует грамотного согласования всех этапов цепи поставок, скоординированного движения транспортных и товарных потоков.
По сути под кросс-докингом имеют в виду быструю передачу товаров между продавцом и покупателем. Эта цепь самая простая и требует меньше всего затрат. Иногда требуется дробление крупных поставок.
Плюсы и минусы кросс-докинга
Плюсы:
Преимущества технологии кросс-докинга:
- снижается потребность организации-грузополучателя в складских площадях;
- уменьшается количество грузоподъемного оборудования и обслуживающего персонала, привлекаемого на размещение и отбор товара в зоне хранения;
- сокращается время поставки товаров и грузов от производителя до конечного грузополучателя, что повышает скорость товаропотока (оборачиваемость товара);
- сокращается время комплектации товара конечному грузополучателю;
- упрощается доставка товаров грузополучателям;
- улучшаются итоговые показатели и эффективность работы склада;
- увеличивается эффективность работы между поставщиками и грузополучателями;
- ответственность за недостачу и пересортицу полностью ложится на поставщика;
- возможная одновременная работа с практически неограниченным количеством поставщиков и клиентов;
- сокращаются запасы малооборачиваемых товаров;
- сокращаются объемы возвратов за счет отсутствия пересортицы и уменьшения ошибок при комплектовании заказов.
Минусы:
- кросс-докинг логистика приносит прибыль только если отгрузка более 3000 кубических метров в неделю;
- кросс-докинг может привести к разногласиям между поставщиком и грузополучателем, а также оператором, так как не предусматривает контроль тары, качества и количества отгружаемого и принимаемого товара.
Категории товаров для кросс-докинга
Товары, для которых технология кросс-докинг станет выгодным решением:
- продукты питания с ограниченным сроком хранения (овощи, мясо и фрукты);
- товары высокого качества, которые не требует проверки в процессе приемки;
- продукты со строго установленным сроком реализации;
- товары, пользующиеся постоянным повышенным спросом;
- заказы, собранные для максимально быстрой доставки;
- продукция, снабженная ярлыком или этикеткой и готовая к продаже;
- продукция для рекламных мероприятий и предварительного продвижения;
- товары, транспортируемые из одного розничного магазина в другой;
- заранее отобранные и упакованные заказы с другого участка;
- возвращаемые товары.
Характеристики склада для кросс-докинга
Для эффективной работы технологии кросс-докинга необходимо складское помещение (площадка), имеющее достаточное количество ворот (желательно одни ворота на 300–500 м2 площади) с достаточным количеством грузоподъемной техники.
Теоретически, при выполнении операций кросс-докинга склад в классическом его понимании не нужен. Здесь больше подойдет невысокое помещение прямоугольной формы, оборудованное с двух сторон погрузо-разгрузочными доками. Такое расположение доков позволит минимизировать пробеги техники, обрабатывающей товар, и разделить входящий и исходящий товарные потоки.
Важное условие бесперебойной работы традиционного склада — достаточное количество места для товара на складе. Для склада, использующего технологию кросс-докинг важнейшим аспектом является транспортная пропускная способность склада. Организация движения автотранспорта должна быть на высшем уровне. Здесь используется самый разнообразный транспорт. Возможно использование легковых малолитражек.
Как устроен кросс-докинг
Существует одноэтапный и двухэтапный кросс-докинг.
Одноэтапный кросс-докинг
Товар принимают, а затем отгружают получателю в том виде, в каком он пришел, и под тем же номером. Для склада содержимое палеты неизвестно: он принимает одно складское место и отгружает одно складское место.
При двухэтапном кросс-докинге отгруженная партия товара переоформляется и разделяется на группы. Особенность 2-х этапного кросс-докинга в повышенной безопасности: упаковка каждой единицы груза в отдельно взятых пределах складского места должна иметь свою маркировку, номер заказа и наименование грузополучателя и исключать несанкционированный доступ.
В обоих случаях полностью исключается размещение товара на хранение. Изначально предполагается, что товар на складе уже зарезервирован под грузополучателей, входящих в перечень поставки, т.е. заранее известно, куда он пойдет.
Особенности кросс-докинга
В системе сквозного складирования обрабатываются товары повышенного спроса и большого объема транспортировки. При низком товарообороте кросс-докинг логистика не выгодна для компаний, использующих складские помещения.
В процессе сортировки при кросс-докинге товар не извлекается, конкретный заказ формируется без вскрытия фабричной упаковки.
Среди логистических аутсорсеров кросс-докинг – одна из самых дешевых услуг.
Практически в каждом случае применение кросс-докинга подразумевает то, что автомобильный транспорт используется на всех потоках (входящем или исходящем). Иногда может использоваться способ ядра: из транспорта по пути будет выгружена лишь небольшая часть груза, адресованная в иное направление. На освободившееся место загружается другой груз, идущий в тот же пункт назначения. В настоящее время этот способ кросс-докинга используется только для железнодорожного транспорта.
Сквозное складирование, в первую очередь, предназначено для увеличения скорости поставок, так как конкурентное преимущество создает быстрая доставка.
Документооборот при кросс-докинге
Для качественной работы кросс-докинга важно организовать эффективное информационное обеспечение, оформленное в виде электронного документооборота. Вся информация о приходах и расходах, о перемещении товара на площадке должна быть достоверно и четко сформулирована и доступна операторам склада, поставщикам и грузополучателям в режиме реального времени. При большом количестве поставщиков и/или получателей понадобится разрабатывать сложную IT систему.
Применение кросс-докинга в России
В России кросс-докинг начали применять в 90-х годах 20 века. В настоящее время он является важным звеном логистической цепочки в распределительных центрах ритейлеров, таких как, «Пятерочка», «Лента», «Магнит».
При проектировании новых складских помещений часто предусматривается возможность кросс-докинга. Доки делаются с двух сторон склада, с одной стороны – на въезд, с другой – на выезд.
Все чаще владельцы бизнеса стали обращаться к технологии сквозного складирования, т.к. заинтересованы в оптимизации расходов на аренду складов и увеличении скорости доставки продукции.