Некоторые производители автомобилей уже заявили, что крупнейшей инновацией будущего для них станут автономные транспортные средства. Вероятно, такие транспортные средства появятся не только на дорогах, но и в океанах. К тому же дроны уже успешно осуществляют доставку небольших пакетов, не смотря на низкую грузоподъемность. Автономные суда и специализированное использование дронов окажут значительное влияние на индустрию перевозок.
Технологии в области беспилотных транспортных средств все более ориентированы на создание самообучающихся машин с искусственным интеллектом, опирающимся на методы машинного обучения (например, нейронные сети). Каким же образом беспилотные автомобили повлияют на сферу перевозок и каких изменений стоит ожидать?
- Сокращение числа водителей и компенсационных расходов: только в США 5,7 миллиона профессиональных водителей имеют лицензию. По данным Wall Street Journal, зарплата водителей на полной ставке составляет от 70 тысяч долларов за год. При нынешнем дефиците водителей в 10-15% автономные транспортные средства могут оказать большую помощь транспортным компаниям.
- Повышение уровня безопасности. В отличие от водителя, который может допускать ошибки и нарушения, искусственный интеллект лишен этих особенностей. Согласно статистике, человеческий фактор служит причиной более 80% автокатастроф. Искусственный интеллект может полностью контролировать ситуацию и доставлять товары безопасно. При этом, в случае ДТП с участием двух беспилотных автомобилей, транспортирующих грузы, не пострадают люди.
- Повышаются скорость доставки и оптимальность маршрута. Компьютер сможет анализировать большее число маршрутов, чем человек, получать информацию из большего числа источников и учитывать её при координации и управлении транспортных потоков. Оценка и применение самых оптимальных маршрутов значительно улучшит трафик и снизит нагрузку на общественные дороги. Это поможет сократить сроки доставки на высоконагруженных участках дорог, а также оптимизировать топливную эффективность.
- Существует также гипотеза, что число пробок уменьшится ещё за счет того, что поток автомобилей, управляемых компьютером, может единовременно трогаться с места на светофоре и тормозить, сохраняя фиксированную дистанцию.
Несмотря на все вышеперечисленные преимущества, для внедрения беспилотных автомобилей потребуется еще много времени и средств. Должна быть внедрена целая инфраструктура, начиная от специально сконструированных и размеченных дорог, заканчивая обработкой и реакцией на нестандартные ситуации. Тем не менее многие процессы в современных автомобилях уже автоматизированы. Некоторые автоконцерны научили свою продукцию осуществлять контроль движения в полосе; отслеживать степень утомления водителя с помощью средств распознавания образов, которые работают на основе всё тех же методов машинного обучения; предотвращать столкновения, реагируя на внезапно возникающие препятствия; производить параллельную парковку и многое другое. Полная автоматизация и замена водителя локально происходит уже сейчас, так, например, развиваются события для карьерной техники.
Если возвращаться к эффектам от такого внедрения, то они весьма разнообразны. Позитивные стороны для оптимизации различных процессов представлены выше. В качестве негативных эффектов принято называть риски возникновения безработицы, массовые увольнения сотрудников некоторых профессий. Но на наш взгляд, автоматизация и роботизация отдельных процессов не сможет произойти внезапно. Процессы интеграции, апробации, тестирования, доработок и новых итераций указанных процессов займут существенное время. За это время вся система успеет переориентироваться и сбалансировать количество кадров по определённым специальностям. В истории уже случались пики обсуждений подобных тематик, когда с появлением арифмометра ожидались массовые увольнения бухгалтеров, математиков, банкиров и т.п. Но этого не произошло. Большинство разработок сегодня являются инструментами на службе у человека, но не заменяют его. Вероятно, так будет еще достаточно долго.